Закрыть

Войти на сайт

email: пароль

Зарегистрироваться?

Защита заемщиков

напечатать

8 мая 2015, 21:28

Необходимость в защите своих прав может возникнуть у каждого, кто взял кредит. Торопясь получить заем, чтобы решить насущные вопросы, граждане не всегда внимательно относятся к подписываемым банковским бумагам. К тому же, может наступить снижение уровня благосостояния клиента (потеря работы, уменьшение зарплаты). Это приводит к нарушению графика погашения возникшего долга. В итоге возникают сложные ситуации, из которых требуется искать выход. Человек, знающий, где можно найти помощь, преодолевает неприятности с минимумом потерь.

Закон о защите прав заемщиков

Оформление и получение ссуды, равно как и ее возврат, регулируются с 01.07.14 законом РФ «О потребительском кредите (займе)». Ключевые положения этого закона:

  • определен максимум неустойки при нарушении гражданином своих обязательств (до 20% годовых, если «капают» проценты за просрочку, иначе – до 0,1% в день);
  • финансовым организациям вменяют в обязанность раскрывать ПСК – полную стоимость кредита, регулируемую нормативом Центробанка;
  • снимаются абсолютно все ограничения на срок погашения (нельзя устанавливать штрафы за досрочный возврат займа).

Помимо указанного ФЗ, эти процессы регулируются:

  • Гражданским кодексом;
  • Законом о защите прав потребителя;
  • ФЗ «О банках и банковской деятельности»;
  • КоАП РФ и др.

Как банки нарушают права заемщиков

Права граждан обычно нарушаются при подписании договоров с условиями, идущими вразрез с законодательством. Несколько распространенных случаев, по мнению юристов:

  • комиссия, взимаемая за открытие ссудного счета;
  • расчет процентов на всю сумму долга, вместо остатка долга;
  • требование погашения кредита до срока, если у клиента снизился уровень заработной платы, или он расторг трудовые отношения;
  • рассмотрение спорных вопросов в суде по месту размещения банка;
  • наложение штрафа, если гражданин передумал брать кредит;
  • ограничение на досрочный возврат долга и взимание комиссии за это;
  • допущение выдачи платных справок о состоянии долга клиента перед банком.
  • увеличение размера ставки по процентам банком в одностороннем порядке.

В названных ситуациях суд положительно решал дело пострадавшего клиента.

Кто осуществляет защиту прав заемщиков

Заемщик имеет право получить помощь в Ростобрнадзоре.

Подать обоснованную жалобу в местное отделение можно с помощью:

  • факса;
  • электронной почты;
  • отправки нарочным;
  • почты (заказным письмом, с уведомлением).

Контакты можно взять на официальном сайте организации, перейдя на страницу со своим регионом.

Хотя это не является обязанностью организации, Роспотребнадзор имеет полномочия обращаться в суд в интересах потребителя, клиента банка-нарушителя. Это оптимальный вариант, так как защита прав заемщиков будет осуществляться профессионалом.

Защита банковских заемщиков в суде

Обратиться к суду с иском о признании условий договора недействительными можно, даже если он уже расторгнут. Срок исковой давности подобных дел составляет 3 года. Прежде, чем обратиться с иском на банк в суд, необходимо:

  • определить четкие требования (расторжение договора, взыскание неосновательного обогащения: комиссии за ведение счета, начисленных процентов на проценты);
  • подготовить исковое заявление;
  • оплатить госпошлину.

Можно самостоятельно защищать интересы в суде, отстаивая права перед банком. Минус в том, что законодательной базой в области права владеют немногие. В этой ситуации вероятнее, что истец скорее поможет банку выиграть дело, чем поддержит самого себя. Оптимальный вариант, если защита прав банковских заемщиков ведется профессиональным кредитным адвокатом. Все большую популярность набирают услуги такого учреждения, как центр защиты заемщиков.

В чем заключается работа центра защиты заемщиков

Центр защиты прав заемщиков представляет собой региональную общественную организацию. Ее функция – осуществление юридической помощи физическим или юр.лицам в случаях банкротства или споров с финансовыми учреждениями.

Правовая защита банковских заемщиков осуществляется на стадиях:

  1. Досудебного взыскания:
  • подготовка уведомлений для кредиторов о невозможности исполнения обязательств; 
  • требования о разбирательстве в суде; 
  • заявление на запрет обработки персональных данных; 
  • уведомление о том, что есть поверенный, об изменениях в анкетных данных.

2. Судебного разбирательства — юристы Центра готовят и направляют требуемые документы в суд.

3. Исполнения решения суда — оказание необходимых консультаций, содействие в решении возникающих вопросов по выплате долга банку.

Советы заемщикам

Чтобы предельно обезопасить себя от возможных рисков, рекомендуется следовать нескольким простым советам:

  • изучите законы, касающиеся займов, чтобы иметь представление о границах полномочия кредитного учреждения;
  • прежде, чем подавать заявку, возьмите в банке образец договора, расчет ПСК и графика платежей, чтобы изучить самостоятельно или с помощью адвоката;
  • не стесняйтесь задавать вопросы сотрудникам банка до абсолютного понимания изложенного, особенно мелким шрифтом;
  • не ставьте подпись, если хоть что-то не ясно или кажется подозрительным;
  • соизмеряйте желаемую сумму со своими возможностями возврата займа (размер свободных доходов);
  • не забывайте, что оплата через иные банки или почтовые отделения чревата задержками поступления средств, что приводит к возникновению просрочки.

Обдуманный выбор банка, взвешенный подход к определению суммы займа, скрупулезное изучение предлагаемых к подписанию документов, ответственность в исполнении обязательств – если соблюдать эти условия, то защита может и не понадобиться.

Читайте также

Отзывы и комментарии