Обманутые вкладчики банков
15 февр. 2015
Фонд защиты вкладчиков не всегда работает слаженно и четко. Иногда бывают сложные случаи, которые требуют особого рассмотрения или даже обращения в суд. Прежде чем предпринимать какие-то действия, вкладчику следует детально изучить нормативную базу и отзывы людей, которые столкнулись с похожей ситуацией.
Какие проблемы решает Фонд защиты вкладчиков

С 29.12.2014 г. размер выплат каждому человеку по одному банку не может превышать 1 400 000 рублей (ранее это было 700 000 рублей). Причем выплаты в увеличенном объеме производятся по тем учреждениям, для которых страховое событие наступило после указанной даты. К примеру, если банк признан банкротом в ноябре 2014 г., а выплата происходит в марте 2015 г. – будет применен верхний предел 0,7 млн. рублей.
Если клиент имеет в одном учреждении несколько депозитов (даже в разных отделениях), максимальная сумма применяется к совокупному размеру сбережений, а не к каждому отдельному вкладу. До декабря 2013 года включительно Фонд возмещал только депозиты физ.лиц, а с 01.01.14 г. – также вклады предпринимателей.
Если происходит санация банка, «что делать вкладчикам» – это первый вопрос, который тревожит всех клиентов. Ответ прост: обращаться в Фонд со всеми необходимыми бумагами и ожидать своей компенсации.
Реестр вкладчиков: как происходит учет обязательств перед клиентами
Центральный Банк 1 апреля 2004 г. издал Указание №1417-У «О форме реестра обязательств перед вкладчиками». Специально созданное учреждение «Агентство по страхованию вкладов» (дальше по тексту – Агентство) составляет перечень банков-участников Фонда.
Каждый банк обязан вести учет своих депозитных клиентов и быть ежедневно готовым сформировать его. В фин. учреждении хранятся сведения о депозитах и встречных претензиях банка к своим клиентам. При наступлении страхового события информация передается в Агентство не позднее, чем через неделю с момента поступления соответствующего требования. При этом должны быть предусмотрены следующие возможности:
- формирование списка обязательств в электронном виде и на бумажном носителе;
- предоставление отдельных выписок по обязательствам перед каждым клиентом.
При подготовке информации все данные отображаются в той валюте, в которой первоначально оформлен вклад. Если фигурируют иностранные валюты, сумма компенсации будет переведена в рубли по курсу Центрального Банка на момент лишения организации лицензии.
Как производится страховое возмещение вкладчику
Выплаты вкладчикам производятся при возникновении страхового события. К таковым относится:
- аннулирование лицензии банка;
- применение Центральным Банком моратория на выплаты депозитов.
Порядок получения выплаты таков:
- Клиент обращается с заявлением о выплате компенсации в Агентство, предоставляет нужные документы. Можно посетить организацию лично либо послать заказное письмо. Сделать это следует с момента наступления страхового события до окончания процесса признания банкротства учреждения (завершения действия моратория).
- Производится перерасчет суммы, подлежащей возмещению. Например, если клиент оформил в банке и заем, и сбережения, сначала определяется разница между задолженностью клиента перед банком и обязательствами учреждения перед вкладчиком. Т.е. выплате подлежит сумма депозита за минусом кредитных долгов.
- Агентство выдает клиенту выписку из реестра, где указываются обязательства банка по отношению к нему и размер компенсации.
- Агентство производит страховые выплаты согласно имеющемуся списку обязательств, который предоставил банк. Происходит это не ранее 14 дней с момента наступления страхового события. Для выплат задействуются уполномоченные банки-агенты.
Форма заявления разработана Агентством, бланк можно найти на официальном сайте. При обращении необходимо иметь при себе такие документы:
- паспорт (его реквизиты должны совпадать с теми, что указаны в системе банка, где оформлялся вклад);
- нотариальная доверенность (если заявление подает представитель).
На официальном сайте Агентства не указано, что следует предоставить договор вклада, но лучше его всё же иметь при себе.
Форум вкладчиков: какую информацию можно почерпнуть
Агентство утверждает, что в большинстве случаев выплаты осуществляются в день обращения клиента с паспортом. Но не всегда все происходит гладко. Вкладчики Диг-Банка акцентируют на форуме внимание, что иногда в списках содержится заниженная сумма выплат. Если вас не устраивают данные реестра и вы претендуете на большую сумму возмещений, следует предоставить в Агентство документы, которые подтвердят ваши права в полном объеме. При этом утвержденную сумму все же лучше получить. Агентство направит все документы клиента в банк, который перепроверит информацию и даст свое заключение по данному вопросу. Если клиент прав – ему выплатят недостающую сумму.
Владикавказский ДИГ-Банк получил широкую огласку в связи с появлением информации о производимых махинациях. Более 1 700 клиентов этого банка не были включены в реестр. Выплаты производит Россельхозбанк, именно в это финансовое учреждение поступило более 800 писем от клиентов ДИГ-Банка с жалобой. Что же делать, если клиента Дигбанка нет в реестре вкладчиков? Следует подать заявление в Россельхозбанк о внесении в список, можно обратиться в Банк России и непосредственно в Агентство. Также следует подать иск в суд, ведь включение в реестр возможно на основании его решения.
ДИГ-Банк, обманутые вкладчики которого долго пытаются восстановить свои права, постепенно производит выплаты. На страничке ВКонтакте появилась информация о том, что по некоторым искам, рассматриваемым в суде, были допущены ошибки при подготовке решения.
Малейшая неточность (неверный курс, неправильная сумма, банальная опечатка) может стать причиной того, что Агентство откажется произвести выплату. Поэтому важно проверить каждую букву и цифру в решении суда на предмет правильности, корректности.
Выплаты вкладчикам Мастер-Банка в рамках максимальной суммы (до 700 000 рублей) уже произведены. В октябре 2014 года начали выплачивать сумму, превышающую максимальный размер (но не более 300 000 рублей) вкладчикам первой очереди, которые подавали соответствующее заявление.
Некоторые вкладчики Мастер-Банка оказались в неоднозначной ситуации. Порядка 10 VIP-клиентов, имеющих вклады на общую сумму около 1 млн. рублей, оформляли депозиты в нестандартной форме, т.е. в базе фин. учреждения они не значатся. Поэтому Агентство не может произвести компенсацию. Вопрос решается в судебном порядке.
Обманутые вкладчики: что следует знать каждому
При оформлении депозита в банке клиент предоставляет документ, подтверждающий его личность (обычно паспорт). Если в дальнейшем данный документ будет заменен, клиент должен проинформировать фин. учреждение и предоставить новый документ для внесения в систему изменений. В противном случае при наступлении страхового события Фонд не сможет выплатить страховку, ведь данные не будут соответствовать тем, что имеются в банке.
- Если вы не успели подать заявление на компенсацию вклада вовремя, подайте заявление о восстановлении данных сроков в Агентство. Для этого необходимо иметь веские причины, которые помешали вам заявить о своих правах в положенные сроки (командировка, серьезная затяжная болезнь).
- Клиент может получить компенсацию наличными или же на счет, открытый в банке-агенте (по собственному желанию).
- Условия произведения выплат, место и время приема соответствующих заявлений публикуется в «Вестнике Банка России».
- После получения компенсации клиент имеет право обратиться в банк с требованием вернуть сумму, превышающую максимальный предел выплат.
- Проценты по депозиту выплачиваются в виде компенсации лишь в том объеме, в котором они были насчитаны на дату наступления страхового события.
- При учете кредитных долгов принимается во внимание не только основное тело займа, но и проценты, штрафы и пени, если они были применены. После выплаты возмещения за минусом кредитного долга заем клиента не списывается. Гражданин может погасить задолженность досрочно либо по графику, а затем обратиться за возмещением той суммы депозита, которая не была выплачена при первоначальном подсчете.
- Форум вкладчиков банка (форум – это живое общение заинтересованных лиц в интернете) поможет новичкам быстро вникнуть в ситуацию, сориентироваться и принять правильное решение.
Читайте также
- Основные требования банков к клиентам
- Если не платить кредит, что будет? Штрафные санкции банков
- Поддельные вкладчики в банках «Первый экспресс» и «Пушкино»
- Новый указ будет требовать от банков хранить клиентскую информацию 5 лет
- Со счетов вкладчиков российских банков мошенники похитили 70 миллионов рублей
Отзывы и комментарии
Ответить | Пожаловаться на комментарий
Татьяна 17.02.2015 16:53
Все таки как это муторно. Мы с мужем уже были в такой ситуации, и получили деньги в день подачи заявления, но мужу пришлось попыхтеть, а принимающему работнику банка понервничать. Подпись у мужа сильно сложная была, а в заявлении необходимо было ее произвести точно, как в паспорте. Вот и представьте, сколько раз была испорчена бумага, к тому же и очередь стояла.
Ответить | Пожаловаться на комментарий
Musechka 17.02.2015 17:19
Ну я думаю, что самое главное, что в результате Вы всё-таки получили деньги. А это главное. Я считала, что самое важное для вкладчиков банков, у которых отозваны лицензии, чтобы эти самые банки входили в систему страхования. Меня поразила информация о том, что вкладчиков нерадивые банки могут не внести в реестр и из-за этого потом могут возникнуть проблемы с возвратами вкладов через Агентство.
Ответить | Пожаловаться на комментарий
Natan 17.02.2015 17:58
Здесь речь идет о потерпевших, т.к. у банка не было плохих намерений в отношении клиентов. Обманутые, это как было сказано в статье, банк по каким то причинам не внес в реестр. Общая процедура понятна, а вот действительно обманутым непонятно, что делать. Скажут вам в фонде, типа вас нет в реестре и что делать?
Ответить | Пожаловаться на комментарий
Юлия 17.02.2015 18:55
Считаю, что нужно проверять есть ли у данного банка страховка вкладов и если нет - то нужно находить агентства и регистрироваться. А еще лучше - найти другой банк, более надежный и стабильный. Это обезопасит и поможет вернуть деньги в случае банкротства банка.