Закрыть

Войти на сайт

email: пароль

Зарегистрироваться?


Обманутые вкладчики банков

напечатать

15 февр. 2015

Фонд защиты вкладчиков не всегда работает слаженно и четко. Иногда бывают сложные случаи, которые требуют особого рассмотрения или даже обращения в суд. Прежде чем предпринимать какие-то действия, вкладчику следует детально изучить нормативную базу и отзывы людей, которые столкнулись с похожей ситуацией.

Какие проблемы решает Фонд защиты вкладчиков

Фонд по защите вкладчиков создан для возврата депозитов клиентам тех банков, которые перестали функционировать. Таким образом, он гарантирует получение средств, даже если организация потеряет лицензию. Однако страховые выплаты вкладчикам осуществляются не всегда в полном объеме.

С 29.12.2014 г. размер выплат каждому человеку по одному банку не может превышать 1 400 000 рублей (ранее это было 700 000 рублей). Причем выплаты в увеличенном объеме производятся по тем учреждениям, для которых страховое событие наступило после указанной даты. К примеру, если банк признан банкротом в ноябре 2014 г., а выплата происходит в марте 2015 г. – будет применен верхний предел 0,7 млн. рублей.

Если клиент имеет в одном учреждении несколько депозитов (даже в разных отделениях), максимальная сумма применяется к совокупному размеру сбережений, а не к каждому отдельному вкладу. До декабря 2013 года включительно Фонд возмещал только депозиты физ.лиц, а с 01.01.14 г. – также вклады предпринимателей.

Если происходит санация банка, «что делать вкладчикам» – это первый вопрос, который тревожит всех клиентов. Ответ прост: обращаться в Фонд со всеми необходимыми бумагами и ожидать своей компенсации.

Реестр вкладчиков: как происходит учет обязательств перед клиентами

Центральный Банк 1 апреля 2004 г. издал Указание №1417-У «О форме реестра обязательств перед вкладчиками». Специально созданное учреждение «Агентство по страхованию вкладов» (дальше по тексту – Агентство) составляет перечень банков-участников Фонда. 

Каждый банк обязан вести учет своих депозитных клиентов и быть ежедневно готовым сформировать его. В фин. учреждении хранятся сведения о депозитах и встречных претензиях банка к своим клиентам. При наступлении страхового события информация передается в Агентство не позднее, чем через неделю с момента поступления соответствующего требования. При этом должны быть предусмотрены следующие возможности:

  • формирование списка обязательств в электронном виде и на бумажном носителе;
  • предоставление отдельных выписок по обязательствам перед каждым клиентом.

При подготовке информации все данные отображаются в той валюте, в которой первоначально оформлен вклад. Если фигурируют иностранные валюты, сумма компенсации будет переведена в рубли по курсу Центрального Банка на момент лишения организации лицензии.

Как производится страховое возмещение вкладчику

Выплаты вкладчикам производятся при возникновении страхового события. К таковым относится:

  • аннулирование лицензии банка;
  • применение Центральным Банком моратория на выплаты депозитов.

Порядок получения выплаты таков:

  1. Клиент обращается с заявлением о выплате компенсации в Агентство, предоставляет нужные документы. Можно посетить организацию лично либо послать заказное письмо. Сделать это следует с момента наступления страхового события до окончания процесса признания банкротства учреждения (завершения действия моратория).
  2. Производится перерасчет суммы, подлежащей возмещению. Например, если клиент оформил в банке и заем, и сбережения, сначала определяется разница между задолженностью клиента перед банком и обязательствами учреждения перед вкладчиком. Т.е. выплате подлежит сумма депозита за минусом кредитных долгов.
  3. Агентство выдает клиенту выписку из реестра, где указываются обязательства банка по отношению к нему и размер компенсации.
  4. Агентство производит страховые выплаты согласно имеющемуся списку обязательств, который предоставил банк. Происходит это не ранее 14 дней с момента наступления страхового события. Для выплат задействуются уполномоченные банки-агенты.

Форма заявления разработана Агентством, бланк можно найти на официальном сайте. При обращении необходимо иметь при себе такие документы:

  • паспорт (его реквизиты должны совпадать с теми, что указаны в системе банка, где оформлялся вклад);
  • нотариальная доверенность (если заявление подает представитель).

На официальном сайте Агентства не указано, что следует предоставить договор вклада, но лучше его всё же иметь при себе.

Форум вкладчиков: какую информацию можно почерпнуть

Агентство утверждает, что в большинстве случаев выплаты осуществляются в день обращения клиента с паспортом. Но не всегда все происходит гладко. Вкладчики Диг-Банка акцентируют на форуме внимание, что иногда в списках содержится заниженная сумма выплат. Если вас не устраивают данные реестра и вы претендуете на большую сумму возмещений, следует предоставить в Агентство документы, которые подтвердят ваши права в полном объеме. При этом утвержденную сумму все же лучше получить. Агентство направит все документы клиента в банк, который перепроверит информацию и даст свое заключение по данному вопросу. Если клиент прав – ему выплатят недостающую сумму.

Владикавказский ДИГ-Банк получил широкую огласку в связи с появлением информации о производимых махинациях. Более 1 700 клиентов этого банка не были включены в реестр. Выплаты производит Россельхозбанк, именно в это финансовое учреждение поступило более 800 писем от клиентов ДИГ-Банка с жалобой. Что же делать, если клиента Дигбанка нет в реестре вкладчиков? Следует подать заявление в Россельхозбанк о внесении в список, можно обратиться в Банк России и непосредственно в Агентство. Также следует подать иск в суд, ведь включение в реестр возможно на основании его решения.

ДИГ-Банк, обманутые вкладчики которого долго пытаются восстановить свои права, постепенно производит выплаты. На страничке ВКонтакте появилась информация о том, что по некоторым искам, рассматриваемым в суде, были допущены ошибки при подготовке решения. 

Малейшая неточность (неверный курс, неправильная сумма, банальная опечатка) может стать причиной того, что Агентство откажется произвести выплату. Поэтому важно проверить каждую букву и цифру в решении суда на предмет правильности, корректности.

Выплаты вкладчикам Мастер-Банка в рамках максимальной суммы (до 700 000 рублей) уже произведены. В октябре 2014 года начали выплачивать сумму, превышающую максимальный размер (но не более 300 000 рублей) вкладчикам первой очереди, которые подавали соответствующее заявление.

Некоторые вкладчики Мастер-Банка оказались в неоднозначной ситуации. Порядка 10 VIP-клиентов, имеющих вклады на общую сумму около 1 млн. рублей, оформляли депозиты в нестандартной форме, т.е. в базе фин. учреждения они не значатся. Поэтому Агентство не может произвести компенсацию. Вопрос решается в судебном порядке.

Обманутые вкладчики: что следует знать каждому

  1. При оформлении депозита в банке клиент предоставляет документ, подтверждающий его личность (обычно паспорт). Если в дальнейшем данный документ будет заменен, клиент должен проинформировать фин. учреждение и предоставить новый документ для внесения в систему изменений. В противном случае при наступлении страхового события Фонд не сможет выплатить страховку, ведь данные не будут соответствовать тем, что имеются в банке.
  2. Если вы не успели подать заявление на компенсацию вклада вовремя, подайте заявление о восстановлении данных сроков в Агентство. Для этого необходимо иметь веские причины, которые помешали вам заявить о своих правах в положенные сроки (командировка, серьезная затяжная болезнь).
  3. Клиент может получить компенсацию наличными или же на счет, открытый в банке-агенте (по собственному желанию).
  4. Условия произведения выплат, место и время приема соответствующих заявлений публикуется в «Вестнике Банка России».
  5. После получения компенсации клиент имеет право обратиться в банк с требованием вернуть сумму, превышающую максимальный предел выплат.
  6. Проценты по депозиту выплачиваются в виде компенсации лишь в том объеме, в котором они были насчитаны на дату наступления страхового события.
  7. При учете кредитных долгов принимается во внимание не только основное тело займа, но и проценты, штрафы и пени, если они были применены. После выплаты возмещения за минусом кредитного долга заем клиента не списывается. Гражданин может погасить задолженность досрочно либо по графику, а затем обратиться за возмещением той суммы депозита, которая не была выплачена при первоначальном подсчете.
  8. Форум вкладчиков банка (форум – это живое общение заинтересованных лиц в интернете) поможет новичкам быстро вникнуть в ситуацию, сориентироваться и принять правильное решение.
Подробная информация о банках: Диг-Банк, Мастер-Банк, Россельхозбанк.

Читайте также

Отзывы и комментарии

Все таки как это муторно. Мы с мужем уже были в такой ситуации, и получили деньги в день подачи заявления, но мужу пришлось попыхтеть, а принимающему работнику банка понервничать. Подпись у мужа сильно сложная была, а в заявлении необходимо было ее произвести точно, как в паспорте. Вот и представьте, сколько раз была испорчена бумага, к тому же и очередь стояла.

1

Ну я думаю, что самое главное, что в результате Вы всё-таки получили деньги. А это главное. Я считала, что самое важное для вкладчиков банков, у которых отозваны лицензии, чтобы эти самые банки входили в систему страхования. Меня поразила информация о том, что вкладчиков нерадивые банки могут не внести в реестр и из-за этого потом могут возникнуть проблемы с возвратами вкладов через Агентство.

0

Здесь речь идет о потерпевших, т.к. у банка не было плохих намерений в отношении клиентов. Обманутые, это как было сказано в статье, банк по каким то причинам не внес в реестр. Общая процедура понятна, а вот действительно обманутым непонятно, что делать. Скажут вам в фонде, типа вас нет в реестре и что делать?

0

Считаю, что нужно проверять есть ли у данного банка страховка вкладов и если нет - то нужно находить агентства и регистрироваться. А еще лучше - найти другой банк, более надежный и стабильный. Это обезопасит и поможет вернуть деньги в случае банкротства банка.

0