Что происходит с автокредитами?
3 нояб. 2015
Общая картина по банковской системе РФ в 2015 году совсем не радует. В первую очередь, это относится к кредитной активности финучреждений в розничном секторе, к качеству кредитных портфелей банков. Позитивные показатели падают, негативные растут. Это касается всех видов займов физлицам. Автокредиты — совсем не исключение.
Кризисные явления, повлиявшие на автокредиты физическим лицам 2015
Среди главных экономических показателей, оказавших отрицательное воздействие на рынок автокредитов можно отметить:
- курс рубля;
- рост цен (инфляция);
- сокращение реальных доходов населения;
- уменьшение числа работающих банков.
По порядку.
1. Поведение рубля с ноября 2014 года и расстроило, и испугало. 10.11.2014 г. Центробанк РФ отправил нацвалюту в «свободное плавание». И рубль поплыл... Его неопытные движения напоминали маневры подводной лодки: глубже, еще глубже, потом немного всплыть и, снова, погружение. Несколько раз, за последние 12 месяцев, курс уверенно доходил до 70 р./доллар. На 03.11.15 он составляет 63,80 рубля за один доллар. Имеем, падение за год 100 или почти 100 процентов.
Все импортные товары выросли примерно на столько же, т.е. в 2 раза. Памятуя о том, что патриотизм подавляющего большинства соотечественников заканчивается именно тогда, когда они выбирают между российским авто и иномаркой, сжатие авторынка в 2015 году стало неминуемым. Включая и его кредитный сегмент. На машины зарубежного производства резко прыгнули цены, а доходы, увы нет.
2. Официальная инфляция уверенно обозначается только двузначным числом. На сентябрь 2015 г., по данным Банка России — 15,7%. Другими словами, потребительские цены с сентября прошлого года по сентябрь текущего выросли на 15,7%. И это очень официальная и очень-очень усредненная картина. Импорт, как отмечено выше, никак не может уложиться в рамки 15-16% за год.
И дело не только в том, что поднялись в цене именно автомобили. По информации аналитического центра Сулакшина, цены на продовольственные товары только за пять первых месяцев текущего года выросли более, чем на 11%. Подорожала, простите за «прозу жизни» еда, коммунальные и транспортные услуги. Денег на крупные дорогостоящие покупки просто стало банально не хватать.
3. А доходы... Доходы граждан оставляют желать лучшего. Здесь, как в названии известного шлягера от А. Буйнова «Мои финансы поют романсы».
Зарплаты россиян за те же январь-май 2015 года упали почти на 9%. Число официальных безработных с мая 2014 по май 2015 выросло на 13,5% (центр Сулакшина). Какие уж тут покупки машин.
4. Да, собственно, и число кредиторов ощутимо уменьшается, а оставшиеся очень придирчиво осматривают потенциальных заемщиков. По статистике Банка России с 01.01 по 01.10 число действующих банков уменьшилось с 783 до 714. Почти на 9%. И это только за 9 месяцев!
Текущая экономическая ситуация заставляет банки закрывать валютное кредитование, и поддерживать достаточно высокие рублевые ставки. К этому их подталкивает и политика регулятора. В разгар валютного кризиса ЦБ РФ 16.12.2014 поднял ключевую ставку до 17%, с 03.08 она составляет 11% годовых. Опосредованно, но она влияет на конечные кредитные ставки коммерческих банков. Дополнительно финорганизации включают в ставку солидную «премию за риск», основанную на высокую вероятность невозвратов.
Динамика общей реализации авто в РФ в 2015 году
Аналитическое агентство «Автостат» приводит интересную динамику реализации легкового и легкового коммерческого транспорта в России за первые 9 месяцев текущего года, включая кредитные авто.
Первая диаграмма иллюстрирует ежемесячное падение объема проданных машин, по отношению к аналогичному месяцу прошлого года:
Более, чем очевидно - рынок «смотрит вниз».
Худшие показатели зафиксированы в марте-апреле, когда «валютный шквал» докатился до авторынка. К августу падение, вместе в курсом рубля, несколько замедлилось. В сентябре ситуация вновь ухудшилась.
В абсолютном выражении число реализованных автомобилей выглядело следующим образом:
Здесь минимумы наблюдаются в январе и мае.
Инфографика от Автостата дает следующую картину покупок новых авто россиянами за 9 месяцев 2015 года:
Первые четыре места по выручке прочно удерживают иномарки — Toyota, Mercedes-Benz, KIA и Hyundai. И только на пятом — родной ВАЗ/«Лада» с объемом 94 млрд р. Для сравнения у чемпиона Toyota – 144,3 млрд р.
Правда, «Лада» безоговорочный лидер по числу реализованных авто — почти 200 тыс. штук. Это понятно. Но и здесь, не все гладко. «Старый, добрый» отечественный автопром легко обходят два «корейца», если объединить их «поштучные» показатели - KIA и Hyundai.
Еще одно, «вечное» преимущество «Жигулей» - их цена. Средняя по модельному ряду для исследуемого периода — 475 тыс. р. Отсюда и первое место в реализации по штукам. Дешевле в первой двадцатке представленных автобрендов ничего нет. Даже у УАЗа, второй и последней российской автомарки в списке (№ 20), средняя стоимость изделия — 775 тыс. р.
Общая выручка первых трех кварталов этого года составила около 1,3 трлн р., что на 21% ниже, чем за аналогичный период 2014 года.
Главная тенденция авторынка 2015 — его непрерывное сокращение. Не помогают даже льготные программы кредитования с участием государства.
Автокредиты 2015. Падение темпов
Проблемы существуют не только для новых потенциальных заемщиков. Очень непросто жить заемщикам «старым», взявшим автокредиты в совсем еще недавнее время потребительского бума.
В 3 квартале текущего года, по данным Объединенного кредитного бюро, по такому показателю, как «безнадежность» в обслуживании займов, автокредиты стоят между потребзаймами / кредитными картами и ипотекой. Просрочены на 90 дней и более, почти 8% ссуд на покупку авто. Самое печальное, что 65% таких займов, по оценке банкиров, вообще безнадежны к возврату. Банки будут вынуждены продать их коллекторам с существенным дисконтом (скидкой) или списать за счет сформированных резервов.«Свежие» кредиты выдаются гораздо более осторожно. Доля просрочки в них очень невелика. Но «старый груз» болезненно действует на всю банковскую систему, дополнительно тормозя темпы кредитования.
Национальное бюро кредитных историй сделало срез по Санкт-Петербургу и Северо-Западному региону за третий квартал.
Автокредитная активность в Северной столице упала на 6,4% по сравнению с предшествующим периодом. В кредит было приобретено 8800 авто. Объем займов составил 5,65 млрд р. Уже Автостат дает информацию, что если во втором квартале текущего года в кредит в регионе было куплено 41,2% реализованных авто, то в третьем — только 37,5%.
Помимо замедления темпов выдачи автозаймов, есть еще одна причина падения банковских показателей. Официальные дилеры крупнейших автопроизводителей предлагают финансовые программы материнских компаний. Очень часто, их условия выгоднее, чем в банках.
Госпрограмма по автокредитам в 2015 году
Оживить процесс была призвана программа льготных автокредитов с участием государства.
Ее основные условия выглядят так:
- валюта —рубль;
- максимальная ставка равна ключевой ставке ЦБР РФ + 10 процентных пунктов, с 3 августа 2015 года — 11+10=21% годовых;
- размер государственной субсидии по кредитной ставке составляет 2/3 ключевой ставки ЦБ, т.е. 2/3*11=7,33% годовых;
- таким образом, ставка для автозаемщика по госпрограмме не должна превышать 21-7,33=13,67% годовых;
- кредитуется покупка авто только 2015 года выпуска;
- минимальный первоначальный взнос — 20%;
- масса машины — до 3,5 тонн;
- ее стоимость — не более 1 млн р.;
- срок займа — до 3 лет.
Действие программы заканчивается 31.12.2015 года.
Условия достаточно привлекательные, если вы нацелились на приобретение недорогого и относительно небольшого автомобиля 2015 года производства. Если нет — эта программа не для вас.
Автокредит. Процентные ставки 2015 — текущие программы банков
Ниже приведен обзор по минимальным ставкам автокредитов (*) в четырех банках, активных участников рынка автозаймов.
Нижний предел ставки доступен по продукту «Автостандарт» - 19,9% годовых для нового авто. Первоначальный взнос — от 20%. Срок — до 7 лет. Банк — участник льготной программы с поддержкой государства. Если заемщик готов приобретать авто с госсубсидией ставка будет снижена на 7,33% годовых — до 12,57%. Условия займов от ВТБ 24 достаточно консервативны, и по автокредитам процентные ставки 2016 года вполне могут повторить значения текущего года.
Введя два параметра займа — начальный взнос и срок в калькулятор автокредита 2015 от ВТБ 24, на выходе вы получите сумму кредита и размер ежемесячного платежа.
Выдаст кредит на приобретение нового транспортного средства под 18,5% годовых. Участники зарплатных проектов банка могут претендовать на скидку в 0,25% годовых. Первоначальный взнос — от 10%. Срок займа — до 5 лет.
Автокредит от крупнейшего частного банка России можно получить по ставке от 21,49% годовых, на сумма до 3 млн р., с начальным взносом от 15%. Это для заемщиков, идущих на общих основаниях.
Для тех, кто получает зарплату на карту Альфа Банка условия привлекательнее. Минимальная ставка 17,99% годовых, взнос от 15%, максимальная сумма 5,6 млн р.
Казанский банк позиционирует всего 16,5% годовых, как рублевую минимальную ставку по автокредиту «АК БАРС — льготный». Интересно, что возможен и заем в инвалюте (доллар, евро) от 14,5%. Сроки — до 5 лет.
Банк также участник льготный госпрограммы. Так что ставки могут быть снижены на 7,33% годовых.
Советы автозаемщику, включая автокредиты 2016
- Если Вас устраивают параметры авто, доступные по льготной госпрограмме — идите в банк-участник программы и кредитуйтесь именно там. Ниже ставок для этих машин вы не найдете. И надо спешить. Государство обещает помочь пока до 31.12.15. Автокредиты физическим лицам 2016 года могут выдаваться уже на иных условиях. Даже если господдержка сохранится.
- Не берите заем в валюте, какой бы привлекательной не выглядела ставка. Если нет доходов в инвалюте — такой кредит несет запредельные риски по его обслуживанию. Очень скоро вы захотите вернуть машину на стоянку в банк.
- Поинтересуйтесь кредитными программами материнских финансовых структур, услуги которых могут продвигать официальные дилеры. Возможно это будет выгодно, особенно, если параметры приглянувшегося вам авто выходят за рамки программы с господдержкой.
- Прочие рекомендации имеют стандартный характер и применимы для всех видов банковских займов: внимательно читайте кредитный договор, выясняйте аспекты страхования, подключайте интернет/СМС-банкинг для контроля движения средств по своим счетам. И спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте. Выясняйте все до мелочей. В том числе и на какие льготы и скидки вы можете претендовать.
Примечание:
* - информация по состоянию на 03.11.2015
Отзывы и комментарии
Ответить | Пожаловаться на комментарий
Ana-Stasy 15.11.2015 19:38
Рынок авто будет падать, пока кредитный процент не приобретет более приличный вид. Купить новую машину за 1,5 млн и доплатить сверху еще треть - это только самый беспечный заемщик может пережить. Остальные давно смотрят в сторону машин с пробегом, там хоть стоимость самого авто не зашкаливает, а значит даже 20% не будут выглядеть пугающе в абсолютных цифрах.