Как правильно пожаловаться на коллекторов
25 июня 2016
Довольно часто клиенты банков становятся объектом преследования сотрудников коллекторских агентств. Должники, в адрес которых поступают угрозы, имеют законное право подать жалобу в прокуратуру и правоохранительные органы.
В каких случаях и куда обращаться за помощью при неправомерных действиях коллекторов? Как написать жалобу и, какие предоставить доказательства? Об этом в статье.
Куда пожаловаться на коллекторов
Коллекторские компании, при возврате проблемных долгов, часто забывают о гражданских правах заемщиков. Некоторые действия «черных» коллекторов носят криминальных характер. Клиенты банков имеют полное право обжаловать в правоохранительных органах следующие противозаконные действия коллекторов:
- Оскорбление заемщика – административное правонарушение.
- Одностороннее повышение суммы долга – включение так называемого «счетчика». Правонарушение квалифицируется, как вымогательство.
- Использование физической силы. Действия подпадают под статьи 111, 112, 115 УК РФ (зависит от степени тяжести). Для подтверждения требуется заключение судебно-медицинской экспертизы.
- Психологическое давление, запугивание должника и его близких.
- Повреждение имущества, изъятие ценностей квалифицируются как кража или разбой.
- Похищение человека, шантаж, лишение/ограничение свободы.
Перечисленные действия – явное основание для направления жалоб сразу в несколько инстанций:
- руководству банка и коллекторской организации;
- прокуратуру;
- полицию;
- Роспотребнадзор;
- Роскомнадзор;
- ЦБ РФ.
Важно! Не стоит оттягивать с подачей жалобы. Предпринимать активные действия в борьбе с коллекторами надо сразу при появлении первых звонков с оскорблениями и запугиваниями.
Жалоба на коллекторов в прокуратуру
Возможности и полномочия прокуратуры шире, чем полиции. Жалобу на оскорбительное поведение в полиции, скорее всего, не примут. Этот правоохранительный орган расследует дела, связанные с уже совершенным нарушением закона. Прокуратура, в свою очередь, контролирует соблюдение законности, предотвращает преступления.
Заявление в прокуратуру имеет следующую структуру:
- Шапка документа отображает краткую информацию о заявителе (ФИО, адрес), размещается в правом верхнем углу.
- В центре – наименование (заявление, жалоба).
- Основной текст, содержащий обстоятельства дела и выдвигаемые требования.
- В нижней части – подпись заявителя и дата подачи жалобы.
Рекомендации и правила подачи заявления в прокуратуру:
1. Обвинения не должна быть голословными. Обращение необходимо «подкрепить» доказательствами, например, записью телефонного звонка.
2. Подать жалобу получится самостоятельно или через адвоката одним из способов:
- через канцелярию;
- на приеме у прокурора;
- заказным письмом по почте;
- оставить обращение в ящике для заявлений граждан.
3. Жалоба оформляется несколькими экземплярами. Одна копия обязательно передается в коллекторское агентство, после чего натиск на должника снижается.
Если на одну компанию подано несколько жалоб, то прокуратура в сжатые сроки инициирует серьезную проверку.
Заявление на коллекторов в полицию
Обращаться с жалобой на коллекторов можно в любое отделение ОВД. Однако лучше это сделать по адресу правонарушения (проживания) или по местонахождению коллекторской компании.
Порядок подачи жалобы:
- Грамотно составить заявление. События отображать четко и емко, указать предполагаемую квалификацию незаконных действий. В документе указать наименование агентства, ФИО обидчиков.
- Принести жалобу в полицию лично.
- Получить талон-уведомление, подтверждающий принятие заявления.
- Уточнить телефон следователя, который будет вести дело.
- Копию жалобы отправить коллекторам.
- По истечении 10 дней получить постановление о возбуждении уголовного производства или об отказе.
Совет. Отказ о заведении уголовного дела можно обжаловать через суд.
Жалоба на коллекторов в Роспотребнадзор
Претензии, направляемые в Роспотребнадзор, как правило, касаются:
- отсутствия своевременного уведомления о смене кредитора на коллекторское агентство;
- ошибок во время передачи прав требований;
- разглашения банком и коллекторами личных сведений.
Важно! Часто Роспотребнадзор инициирует судебные разбирательства против коллекторов, отстаивая интересы заемщика.Бланк заявления удастся заполнить на сайте Роспотребнадзора или в ближайшем офисе по месту жительства/регистрации. К жалобе надо приложить:
- копию паспорта;
- договор кредита;
- заявление с просьбой о реструктуризации займа, письменный отказ кредитора об изменениях условий по просроченному кредиту;
- запись телефонного разговора.
Роспотребнадзор не примет к рассмотрению жалобу, в которой отсутствует:
- ФИО, почтовый адрес заявителя;
- название, фактический/юридический адрес организации, на которую подается заявление.
Жалоба на действия коллекторов в Роскомнадзор
Роскомнадзор принимает претензии банковских клиентов, обусловленные нарушением закона РФ «О персональных данных». Оформить жалобу получится онлайн на сайте организации, в разделе «Обращение граждан и юридических лиц». В форму ввести:
- ФИО, Email;
- тему обращения – «Защита прав субъектов персональных данных»;
- месторасположение заявителя (регион проживания);
- суть проблемы;
- закачать подтверждающие документы, ввести защитный код и нажать «Отправить».
Информация о ходе рассмотрения жалобы будет поступать на электронную почту заявителя.
Образцы жалоб на коллекторов
Образец заявления в полицию на коллекторов
Жалоба в Роскомнадзор на звонки коллекторов: образец
Жалоба на коллекторов: подача в прокуратуру, Центральный Банк РФ и Роспотребнадзор.
Читайте также
- Как заполнить анкету на кредит? 10 советов как правильно оформить анкету на кредит
- 13 советов как правильно занять деньги
- Как сохранить деньги. Совет №3: как правильно хранить деньги в сейфе банка
- Погашение ипотеки или как правильно закрыть ипотеку
- Как правильно закрыть кредитный договор? Справка о закрытии кредита
Отзывы и комментарии