Закрыть

Войти на сайт

email: пароль

Зарегистрироваться?


Их разыскивает милиция

напечатать

29 февр. 2016

На удочку лжебанкиров попадаются доверчивые граждане любого возраста. Схемы мошеннических действий построены так, что распознать обман довольно сложно. Многие из пострадавших предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, поэтому некоторая часть эпизодов остается в тени. Как распознать лжебанкира – читайте в статье.

Кто такие лжебанкиры

Размах деятельности лжебанкиров бывает разным. Иногда это просто мелкие мошенники, наживающиеся на доверчивости людей. А иногда – хорошо организованные преступные сообщества, годовой оборот которых превышает миллиард рублей.

Например, совсем недавно в Москве была задержана группа преступников, занимающихся незаконной банковской деятельностью, оборот которой составлял более 2 млрд р. в год. В арсенале преступников были поддельные платежные карты, печати, договоры, бланки платежных поручений. Осуществлялась незаконная транспортировка денежных средств, их обналичивание через счета подставных фирм в разных банках. Связь лжебанкиров с клиентами осуществлялась через интернет.

Легальные банкиры иногда тоже не брезгуют нажиться на своих клиентах. Одна из распространенных махинаций – завышение курса валют при обменных операциях. Изменение величины на сотые доли копейки при большом обороте дает приличные суммы. Клиенты теряют доход – недобросовестные банкиры получают хорошую прибыль.

Нередки случаи, когда сотрудники кредитных организаций присваивают себе чужие банковские вклады или осуществляют расходные операции по ним с подделкой подписи клиента. Позже такие работники увольняются и пропадают без следа.

Неплохой доход приносит и продажа конфиденциальной информации о клиентах банка третьим лицам. Такой незаконной деятельностью чаще всего занимаются сотрудники службы безопасности или юристы, через чьи руки проходят документы по всем крупным операциям в банке. «Слив» информации может привести не только к потере возможной прибыли клиентом банка, но и материальным убыткам в виде кражи у него денежных средств или иных ценностей.

Некоторые предприимчивые банкиры нарушают закон в сфере кредитования. Они оформляют ссуды на клиентов банка, чьи данные находятся в их распоряжении, а затем исчезают с огромными суммами.

Лжебанкиры: суть их действий

Целью любого мошенника, в том числе и в банковской сфере, является обман клиента и получение незаконной прибыли. Разными способами лжебанкиры принуждают человека выполнить те или иные действия, которые по их словам должны принести последнему финансовую выгоду. Очень распространенными в последнее время стали махинации с банковскими картами.

Вот несколько основных способов отъема сбережений у граждан:

1. Получение доступа к карточному счету клиента через специальное устройство – скриммер. Это мини-сканер, который устанавливается на отверстие для приема карты в банкомате. Он считывает данные с магнитной полосы «пластика». В это же время для получения ПИН-кода мошенники используют накладки на клавиатуру или видеокамеры, установленные над банкоматом. Позже злоумышленники изготавливают копию карты и снимают с нее все денежные средства. Карты со специальным чипом менее доступны для кражи с них денег. Изготовить их кустарно практически невозможно.

2. Банкоматы-фантомы. С виду обычный банкомат устанавливается мошенниками в местах, где нет настоящих устройств. Клиент вставляет карту в приемник, и на экране высвечивается ошибка. Операция не производится, а клиент забирает карту и уходит. Все данные по ней остаются в памяти лжеустройства.

3. «Добрый» мошенник. Подставной банкомат настроен на блокировку карты в приемнике. Владелец «пластика» начинает нервничать и пытается вытащить карту из банкомата. В это время сердобольный «прохожий» вызывается помочь человеку. Он начинает нажимать разные кнопки и просит клиента ввести ПИН-код. После того, как ничего не получается, мошенник предлагает держателю карты обратиться в ближайшее отделение банка, а сам уходит. Карта остается задержанной, а клиент бежит в банк писать заявление. В это время мошенник извлекает ее из устройства и использует по своему усмотрению, ведь ПИН-код ему известен.

4. Создание лжебанкирами копий сайтов кредитных учреждений. Доменное имя при этом очень похоже на оригинальное, что и вводит в заблуждение пользователей интернета. Так называемый фишинг используется при ловле жертв на крючок, где вместо червяка используется подставной сайт. Данные карт, в том числе и секьюрити код, клиенты вводят по требованию «банка» под предлогом проверки информации. Зная все о карте клиента, лжебанкиры могут использовать ее в своих целях, что они и делают незамедлительно. Деньги исчезают с карточного счета за считанные минуты.

5. «Развод» по телефону. Мошенники, получившие незаконным путем номера телефонов владельцев карт, звонят своим жертвам, представляясь сотрудниками банка. Под любым предлогом они стараются выведать номер «пластика» или другие данные. Например, сообщают клиенту банка, что на его имя пришел денежный перевод и необходимо уточнить данные карты, так как в платежном поручении обнаружилась ошибка. Второй вариант – клиента поздравляют с выигрышем в какой-нибудь акции банка и просят сообщить данные карты для перечисления денежной суммы. Иногда звонок может поступить из интернет-магазина, в котором только совершалась покупка. Сотрудники сообщают, что платеж за товар не прошел и сверяют данные карты покупателя. Чаще всего мошенникам уже известна часть интересующих их данных. Поэтому к клиенту обращаются по имени и отчеству, называют номер отделения банка, в котором обслуживается карта и даже предприятие, где работает ее держатель. Создается впечатление, что звонок поступает именно из банка.

6. Кража данных карты может произойти в любом месте, где клиент производит расчет по ней. Например, при оплате бензина на заправке, при расчетах за покупку в торговой точке и даже при снятии денег в кассе банка. Человек, обслуживающий клиента, может запомнить необходимые данные и использовать карту для собственных покупок в интернете.

7. Проверка службы безопасности кредитной организации. Лжесотрудники банка просят клиента назвать все данные по карте для их сверки с базой данных. Люди, не ожидающие никакого подвоха, чаще всего не бдительны и сообщают все, что нужно любому, кто представится работником банка.

Как распознать лжебанкира

Лжебанкирами могут быть злоумышленники разных возрастов и внешности. Если мошенник приходит на дом к клиенту, отличить его от добропорядочного человека можно, зная типичное поведение:

  • Мошенники представляются работниками банка, иногда предъявляют поддельные удостоверения.
  • Предлагают подписать некие документы, например, на переоформление вклада для получения лучших условий, продления договора на банковскую карту и т.п.
  • Просят сообщить данные паспорта, якобы для составления каких-либо документов.
  • Усыпляют бдительность, говорят о заботе банка о клиентах, просят довериться им.
  • Знакомят с супервыгодными предложениями учреждения и предлагают оформить комплекс финансовых услуг на дому.

Законодательная защита от лжебанкира

Наказание за незаконную банковскую деятельность предусмотрено статьей 172 УК РФ. Преступникам грозит штраф от 100 до 300 тыс. р. или в размере дохода виновного за период до 2 лет. При особо крупных суммах незаконного оборота денежных средств мошенник может оказаться за решеткой на срок до семи лет со штрафом до 1 млн р.

Статья 159 УК РФ предусматривает наказание за мошенничество в банковской сфере. Под этим подразумевается завладение чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием. Макисмальный срок наказания для группировки  –тюрьма до 10 лет и штраф до 1 млн р. При махинациях с банковскими картами  группой лиц используются штрафы в размере до 300 тыс. р или лишение свободы на срок до 5 лет. При особо крупных суммах хищений наказание ужесточается – штраф от 1 млн р. или заключение на срок до 10 лет.

Советы клиентам банка:

  • Необходимо помнить, что работники кредитных учреждений никогда не проводят финансовые операции вне офиса банка. Наличные должны вноситься строго в кассу учреждения, а не передаваться в руки неизвестным людям.
  • Мошенники постоянно совершенствуют методы обмана клиентов. Не стоит впускать в дом незнакомых лиц, как бы уверенно и профессионально они себя не вели.
  • При расчетах по карте в сети интернет необходимо использовать СМС-информирование.
  • При снятии денег в банкоматах требуется прикрывать клавиатуру рукой во время набора ПИН-кода.
  • При расчетах картой за услуги ресторана, бара, клуба и т.п. нужно внимательно следить за обслуживающим вас человеком и не допускать выноса карты в другое помещение, в котором якобы находится терминал.

Отзывы и комментарии