Что делать, если банк заблокировал карту
6 июня 2017
Решив снять наличные или совершить оплату, можно столкнуться с тем, что операция не проходит, а сама карта заблокирована. Имеет ли банк право совершать подобные действия в одностороннем порядке и возможно ли возобновить работу платежного средства?
Почему банк может заблокировать карту
Блокировка возможна по двум основным причинам:
- У банка есть подозрение, что карточка была или может быть использована мошенниками. Например, если клиент снял средства в банкомате, на котором было обнаружено считывающее устройство или совершил несколько одинаковых операций на одном и том же сайте. В этом случае карта блокируется до выяснения обстоятельств во избежание дальнейших мошеннических действий со счетом.
- Подозрение самого клиента в проведении операций, которые попадают под действие закона № 115-ФЗ (акт регулирует операции, которые могут быть связаны с отмыванием средств, полученных преступным путем). Если у банка есть основания для подобной блокировки, то средствами на карте нельзя будет воспользоваться до проведения детального анализа ситуации.
Согласно закону 115-ФЗ, сомнительными могут быть признаны, в частности, операции:
- по снятию или зачислению наличности в сумме от 600 тыс. р.;
- перевода средств со счета юридического лица, с момента регистрации которого не прошло 90 дней;
- по которым неясен экономический смысл (например, на каком основании фирма перевела частному лицу сумму, если он не является ее учредителем или сотрудником);
- которые противоречат законодательству.
Как правило, подобные переводы говорят о том, что их целью является уход от уплаты налогов, вывод денег за рубеж или отмывание средств.
Кроме перечисленного случается, что счет может быть заблокирован приставами по решению суда. Но, как правило, в этом случае замораживаются только суммы задолженности, а картой клиент продолжает пользоваться.
Имеет ли банк право блокировать карту
Правомерность действий банка по приостановлению использования счета зависит от причин блокировки:
- Если карта была заблокирована для ограждения средств клиента от мошенничества, то возможность подобных действий регламентируется договором обслуживания, заключенным между держателем карточки и кредитной организацией.
- Если карточный счет заблокирован по подозрению в отмывании средств, то согласно закону это не право банка, а его обязанность. Кредитная организация должна выявлять сомнительные операции своих клиентов и, при наличии таких подозрений, замораживать счета.
- Блокировка по решению суда возможно только при наличии поступившего в банк исполнительного листа.
Что делать, если банк заблокировал карту
Действия держателя карты по разблокировке зависят от того, почему кредитная организация решила заморозить доступ к счету.
Если ограничения операций были связаны с подозрением в мошенничестве с картой, то достаточно обратиться в банк (по телефону горячей линии, через отделение или любым другим доступным способом), подтвердить свою личность паспортными данными или кодовым словом и попросить снять блокировку. Важно, что если банком зафиксировано использование карточки на сомнительном сайте или в подозрительном устройстве, а также в ситуации, когда проведенные операции были сделаны не клиентом, то разблокировать карту не рекомендуется — мошенники смогут использовать полученные сведения и списать средства. В этом случае следует оставить в банке заявление о переиздании пластиковой карточки.
Блокировку, выставленную по решению суда, можно снять, оплатив задолженность и предоставив подтверждение этому в службу приставов. Тогда исполнительный лист из банка будет отозван, а клиент сможет пользоваться средствами без ограничения.
Если карта была заблокирована по 115-ФЗ, то для продолжения ее использования необходимо обратиться в банк и запросить список документов, который нужен для выяснения ситуации. Это могут быть:
- заключенные договора;
- справки о доходах;
- сведения об уплаченных налогах;
- поданные декларации и прочее.
Если после анализа предоставленных документов кредитная организация вынесет решение о возможности разблокировать счет, то средствами можно будет пользоваться дальше. Если оценка будет не в пользу держателя карты, то ему будет предложено написать заявление о закрытии счета. Остаток допускается либо перечислить обратно отправителю суммы, либо отправить на личный счет клиента в другом банке. Получение наличных возможно только по тем суммам, которые клиент самостоятельно разместил на карте через кассу или банкомат.
Отзывы и комментарии