10 секретов общения с кредитным инспектором
22 мая 2016
Чтобы встреча с кредитным специалистом прошла максимально эффективно и результативно, следует хорошо подготовиться к визиту в банк. Есть несколько секретов, которые помогут вам чувствовать себя уверенно и добиться желаемого результата без лишних затрат времени.
Подготовка вопросов заранее
Собираясь на встречу с банковским сотрудником, тщательно подготовьтесь. Лучше всего составить список вопросов, которые нужно уточнить у кредитного инспектора. Это позволит:
- ничего не упустить из виду;
- сэкономить время общения – не придется перезванивать или приходить повторно;
- продемонстрировать свою ответственность и организованность;
- не переживать лишний раз.
В первую очередь заемщику стоит уточнить следующие моменты:
- как происходит оформление займа;
- какая ставка процента применяется;
- какую сумму придется вносить ежемесячно в качестве погашения;
- взимается ли процент при внесении денег в счет погашения;
- какова общая переплата по кредиту;
- разрешено ли погашать заем досрочно, как это происходит;
- какое имущество может выступать залогом – по сделкам с обеспечением;
- какие штрафные санкции предусмотрены при наступлении просрочки.
После окончания беседы клиент должен четко понимать, на каких условиях ему предлагают оформить заем и как его необходимо потом возвращать.
Внешний вид и манера поведения
Как известно, человека встречают «по одежке». И банковские учреждения – не исключение. От того, как выглядит потенциальный заемщик, как он себя ведет на первой встрече, зависит очень многое. Неопрятному человеку, который очень нервничает и находится в постоянном напряжении, могут отказать безо всяких причин, интуитивно.
Вот на какие факторы обращает внимание кредитный специалист в процессе знакомства:
- ухоженные руки;
- аккуратный макияж;
- чистая одежда;
- уверенный внешний вид;
- открытая поза во время общения;
- спокойные жесты;
- максимальная информационная открытость в процессе беседы;
- готовность рассказать о своих доходах и расходах.
Не стоит специально посещать салон красоты и просить у соседа дорогой костюм. Просто ведите себя естественно и непринужденно, отвечайте на поставленные вопросы без заминок. Не преувеличивайте искусственно доходы, так как в процессе оценки платежеспособности может обнаружиться обман, что послужит причиной отказа.
Какие документы стоит взять с собой
Пакет документов, необходимый для оформления займа, зависит от типа кредита и требований конкретного финансового учреждения.
- При оформлении кредитки или беззалогового потребительского займа многие банки требуют от клиентов только паспорт и ИНН. Такие ссуды обычно быстро утверждают и выдают, но они являются относительно дорогими. Если же заемщик предоставит дополнительный документ, он вправе рассчитывать на льготы. Например, пригодится справка о доходах, военный билет, пенсионное или водительское удостоверение, загранпаспорт и прочее документы.
- При оформлении ипотеки пригодятся паспорта заемщика и его супруга/супруги, правоустанавливающие документы на залог, бумаги по приобретаемой недвижимости, подтверждение доходов заемщика и созаемщиков.
- Для оформления автокредита потребуется паспорт и ИНН клиента, справка о доходах, документы на приобретаемый автомобиль или просто его характеристики для предварительных переговоров.
В каждом банке свои требования к пакету документов, поэтому уточнять перечень необходимых бумаг стоит в конкретной организации.
Внимательное изучение всех условий кредита
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, клиенту стоит изучить все условия займа еще до подписания договора.
- Периодичность и дата платежей. Если у вас зарплата 25 числа, а платить за кредит нужно 15, получится неприятная ситуация. Регулярные, пусть даже и краткосрочные просрочки способны подпортить кредитную историю.
- Дополнительные расходы по оформлению займа. При получении залогового кредита клиент должен за свой счет оплатить регистрацию сделки в госреестре, страховку залога, а также услуги оценщика имущества и нотариуса. При оформлении беззалоговой ссуды нередко требуется открытие текущего счета. Чем точнее вы будете знать, какие расходы вас ожидают, тем правильнее сможете рассчитать сумму оформляемого займа.
- Размер штрафа при наступлении просрочки. Даже если вы уверены, что будете вносить средства вовремя, уточните, какие действия банк предпринимает в случае не поступления очередного платежа. От непредвиденных ситуаций не застрахован никто, тем более во время нестабильной экономической ситуации. Узнайте, с какого момента начисляются штрафы. Иногда первые 2-3 дня считаются технической просрочкой. Поинтересуйтесь, на каком этапе обзванивают поручителей, контактных лиц, работодателя.
Чем детальнее вы изучите договор, тем меньше мороки будет при получении займа и в процессе его возврата.
Не стесняйтесь задавать вопросы
Чем больше информации вы получите во время первой встречи с кредитным экспертом, тем понятнее для вас будет схема взаимодействий, ответственность сторон. Не бойтесь показаться неграмотным человеком, который не разбирается в кредитных делах. Наоборот, полное отсутствие вопросов может вызвать у сотрудника учреждения сомнения касательно ваших намерений.
Если вас интересует только получение денег, возможно, вы вовсе не планируете возвращать долг. Поэтому задавать вопросы можно и нужно. Некоторые клиенты даже приглашают на встречу в банк юриста, который разбирается во всех тонкостях кредитного процесса.
Если кредитный эксперт навязывает вам услугу или банковский продукт
Нередко сотрудники учреждения навязывают клиентам дополнительные банковские продукты: открытие счета, оформление страховки, кредитной или дебетовой карточки. Если вы не хотите тратить лишние деньги, уточните, насколько обязательно условие по оформлению предложенного продукта. Чаще всего сотрудники просто хотят выполнить план и настаивают на подписании дополнительного договора.
Помните: вы имеете полное право обратиться к начальнику отдела или директору организации, если вам отказывают в оформлении желаемого продукта. Также уточнить «обязательность» дополнительных услуг возможно по телефону «горячей линии» финансового учреждения.
Что такое банковская тайна
Банковская тайна – это данные о клиенте, роде его занятий, материальном положении, источниках дохода, которые стали известны сотруднику финансовой организации в процессе предоставления банковских услуг. Неправомерное разглашение этой информации может причинить клиенту моральный либо материальный ущерб.
Банковской тайной являются:
- информация о состоянии счетов;
- осуществляемые сделки и операции;
- финансовое состояние клиента;
- сведения об организационно-правовой структуре предприятия – виды деятельности, руководящий состав и пр.;
- коммерческая информация – образцы продукции, реализуемые проекты;
- коды для защиты информации – электронная подпись, ПИН-код.
Сотрудники банка не имеют права использовать сведения о клиенте с выгодой для себя или других лиц. Для обеспечения максимальной безопасности применяются следующие методы:
- доступ к информации клиента имеет ограниченный круг лиц;
- документы, содержащие банковскую тайну, подлежат специальному делопроизводству;
- применяются специальные технические средства, предотвращающие доступ злоумышленников к информации в электронном виде;
- сотрудники несут ответственность за разглашение банковской тайны.
Раскрытие банковской тайны возможно в случае письменного разрешения владельца информации, по решению суда, прокуратуры и прочих государственных органов власти.
Что не имеет права спрашивать консультант по кредиту
В процессе оформления кредитного продукта специалист задает клиенту ряд вопросов личного и финансового характера. Это необходимо для составления полной картины о заемщике, на основании чего принимается решение о выдаче займа. Однако есть ряд вопросов, которые даже сотрудники банка не имеют права задавать. Уполномоченное лицо не должно спрашивать у клиента:
- ПИН-код;
- одноразовый пароль, пришедший на телефон;
- CVV-код на обратной стороне карты.
Специалист «горячей линии» с целью идентификации клиента уточняет у него ФИО, номер карточки и кодовое слово. При наличии подозрений о личности клиента иногда фигурируют дополнительные вопросы: дата рождения, место прописки, сумма последней операции с использованием ПИН-кода. Такие методы предосторожности помогают предотвратить доступ злоумышленников к счетам клиента. А вот информацию, которая не была указана клиентом при оформлении кредитного продукта, в колл-центре спрашивать не должны.
Может ли кредитный эксперт повлиять на одобрение кредита
В каждом банке применяется своя схема проверки заемщиков и утверждения кредитов. Иногда этот процесс автоматизирован, особенно по беззалоговым займам на небольшие суммы. Но нередко в процессе задействован и человеческий фактор, то есть решение принимается на кредитном комитете. Такая практика чаще всего встречается при оформлении крупных займов. В данном случае ко вниманию принимается не только платежеспособность заемщика, но и его социально-психологический портрет.
Даже если речь идет о небольшой сумме, утверждаемой программой в автоматическом режиме, вряд ли человек с отталкивающей внешностью сможет получить заем. Специалист банка обязан не только идентифицировать личность клиента, но и визуально убедиться в его порядочности, платежеспособности.
Как банковские программы, кредитный инспектор и служба безопасности проверяют будущего заемщика
В процессе утверждения кредита заемщик проходит ряд проверок в финансовом учреждении. Глубина и длительность этих процедур зависит от ряда факторов:
- сумма займа;
- тип кредитного продукта;
- история взаимоотношений с клиентом.
Автоматизированная банковская программа проверяет реквизиты документов клиента, оценивает его платежеспособность. Существуют определенные стандарты, которые позволяют оценить долю риска при кредитовании заемщика с заданными характеристиками. Наибольшее внимание уделяется подсчету соотношения доходов-расходов человека. Ежемесячный платеж не может составлять более 40% семейного бюджета.
Кредитный специалист:
- идентифицирует личность клиента;
- оценивает внешний вид потенциального заемщика, манеру его поведения;
- изучает документы, подтверждающие доходы человека.
Служба безопасности оценивает правоспособность и дееспособность клиента, его деловую и финансовую репутацию. В процессе этой проверки может всплыть информация о судимости клиента, о банкротстве заемщика или поручителей, о причастности к криминальному миру. Кроме того, проверяются на достоверность личные и правоустанавливающие документы заемщика.
Отзывы и комментарии