Защита должников
17 апр. 2015
Радость получения кредита со временем может обернуться для заемщика настоящей проблемой – невозможностью погашения текущих обязательств перед банком. Не все финансовые учреждения идут навстречу своими клиентам и действуют в рамках кредитных правоотношений. Как действовать при возникновении «просрочки» и кто поможет решить спорные вопросы с банком?
Участники кредитных правоотношений: должник и кредитор
Субъектами кредитных отношений являются финансовая организация и заемщик. Теоретически, банк и клиент – партнеры, имеющие равные права. Но на практике кредитное учреждение всегда доминирует. Такое положение очень часто используется банками для злоупотребления своими правами.
Обязательства перед кредитором возникают в момент подписания кредитного договора и получения ссуды. Однако не редки случаи, когда участником долговых взаимоотношений можно стать без получения займа. Например:
- Неиспользование дебетовой карты – счет вовремя не закрыли, а платежи за годовое обслуживание необходимо погашать. Возникает банковский долг, на который тоже может насчитываться пеня или проценты.
- Потеря паспорта – мошенники могут воспользоваться ситуацией и оформить кредит на чужие документы.
- Поручительство за заемщика – при возникновении просроченной задолженности поручитель и фактический должник несут равную ответственность по выплате кредита и всех начисленных штрафов.
Как узнать задолженность перед банком
Существует 5 способов, как узнать являетесь ли вы кредитным должником:
- посещение банка или звонок на «горячую линию»;
- в личном кабинете системы «интернет-банкинга»;
- терминал самообслуживания/банкомат (для овердрафтов и займов, выданных на кредитную карту);
- запрос в НБКИ (Национальное бюро кредитных историй);
- через сайт ФССП (Федеральная служба судебных приставов).
При посещении банка обязательно надо иметь паспорт. Позвонив на «горячую линию», сообщите номер паспорта, кредитного договора и кодовое слово (присваивается клиенту в момент регистрации в системе)
Получение информации через бюро кредитных историй:
- Зайти на сайт.
- На главной странице сайта (с правой стороны) выбрать пункт «Проверить кредитную историю».
- Ознакомиться с возможными вариантами получения информации.
- Распечатать бланк «Форма №Суб-1Физ» (для физических лиц) или «Форма №Суб-1Юр» (для юридических лиц).
- Заполнить бланк запроса и подписать.
- Нотариально заверить подпись и отправить запрос на адрес НБКИ.
Заемщик имеет право на бесплатное получение кредитного отчета один раз в год, каждый последующий запрос платный. Стоимость для физических лиц – 340 руб., для юридических – 1200 руб.
В базе ФССП находится информация по делам, которые переданы в суд. Если до судебного разбирательства еще не дошло, то целесообразнее обращаться непосредственно в отделение банка к кредитному специалисту.
Просроченный кредит: действия банка и заемщика
Когда погашение задолженности «выбивается» из утвержденного графика, банки начинают использовать целый комплекс мер, направленных на возобновление платежей. Конечно, алгоритм действий разных банков отличается, но есть общие принципы поведения, к которым прибегает большинство финансовых учреждений:
- Напоминание должника о пропущенном платеже и порядке начисления ежедневной пени. Обычно это телефонный звонок.
- Письменное оповещение (заказное письмо под расписку) заемщика и поручителя.
- Подготовка документов для передачи дела в суд.
- Подача иска в суд.
- При решении суда в пользу банка – выставление на продажу залогового имущества.
- Если кредит оформлен обманным путем (предоставление фальшивых документов, справок, отчетов и т.д.), банк может привлечь должника к уголовной ответственности.
Финансовое учреждение имеет право продать проблемный кредит коллекторам. Их методы работы более жесткие, включают психологическое давление и угрожающие действия.
Для того, чтобы максимально быстро урегулировать споры с банком и не усугубить ситуацию, заемщику надо действует следующим образом:
- Заранее предупредить банк о возникших трудностях.
- Предоставить документы, подтверждающие ухудшение финансового состояния (справка о заработной плате, выписки по счетам, справка из больницы, чеки на покупку медикаментов и т.д.)
- Написать заявление с просьбой о реструктуризации займа или оформлении «кредитных каникул».
- Стараться частично погашать долг. Движение по счетам доказывает, что заемщик не пытается «уйти от долгов». Банки более лояльно относятся к таким клиентам и не спешат передавать проблемный кредит в суд или перепродавать коллекторам.
- Если есть возможность – провести рефинансирование кредита через другой банк под лучшие условия (низкий процент, другая валюта, более длительный срок).
- При передаче дела коллекторной компании – обратиться к юристам.
Кредитный долг: кто поможет договориться с банком
Если банк не соглашается пересматривать изначальные условия
договора, или кредит уже продан коллекторской компании, то к разбирательству
можно привлечь посредников. Роль защиты должников по кредитам выполняют:
- Антиколлекторы – юристы-консультанты, помогающие решить вопрос с минимальными финансовыми потерями. В их компетенцию входит защита интересов должника в кредитных спорах, в суде и ограждение клиента от преследований.
- Антиколлекторские агентства – предоставляют комплекс услуг (психологическая поддержка, возврат незаконно списанных штрафов, досудебная защита, ведение дела в суде и сопровождение на стадии исполнительного производства). Агентства разрабатывают стратегии выхода из кризисной ситуации и предлагают решения «под ключ».
- Омбудсмены и кредитные медиаторы. Занимаются решением спорных вопросов по кредитным договорам в досудебном порядке, посредством проведения переговоров и переписок.
Лига защиты должников: перечень услуг и их ориентировочная стоимость
Лига защиты должников – антиколлекторская компания, объединившая высококвалифицированных специалистов: юристов по административному и гражданскому праву, адвокатов уголовного права, финансистов и психологов. Любой заемщик может получить отдельную услугу агентства или оформить абонентское обслуживание.
Стоимость юридических консультаций (в рублях):
- первичный прием (оценка ситуации, разъяснение прав и обязанностей должника) – бесплатно;
- вторичная консультация (анализ кредитного договора, определение путей решения конфликта) – 2500;
- проф.консультация по правовым аспектом вне рамок кредитного договора – 1000.
Стоимость абонентского обслуживания (в рублях за месяц/1 кредитный договор):
- предоставление услуг дистанционно – 1500;
- обслуживание в офисе (личные встречи) – 3500.
- до 600 000 – 4500, дистанционно – 2500;
- до 1 000 000 – 7500, дистанционно – 4500;
- до 2 000 000 – 14500, дистанционно – 9000;
- до 3 500 000 – 28500, дистанционно – 18000;
- до 6 000 000 – 40000, дистанционно – 25000.
В ежемесячную плату включены все услуги, предоставляемые компанией, а именно:
- защита от угроз и звонков коллекторов;
- психологическая помощь;
- заключение договора с банком о реструктуризации/рефинансировании долга;
- получение отсрочки погашения кредита;
- снижение/отмена штрафных санкций;
- ограждение от уголовного преследования;
- защита от ареста имущества.
Лига защиты должников работает с 47 финансовыми организациями, среди которых есть наиболее популярные банки России: Банк Москвы, Альфа-банк, Сбербанк, ВТБ24, Восточный Экспресс банк, Газпромбанк, ПриватБанк, Траст, Юникредит банк, Тинькофф, Связной банк, Банк Санкт-Петербург, Связь банк, СКБ-Банк, Ситибанк, Россельхозбанк и другие.
Досудебная защита прав должников
На данном этапе банк выставляет перед заемщиком претензию/уведомление с указанием требований и конкретных сроков выполнения обязательств. Действия юриста в сложившейся ситуации:
- Глубокий анализ всех документов, относящихся к спору (Кредитный/Ипотечный договор, Договор залога/поручительства, правоустанавливающие документы на движимое/недвижимое имущество в собственности должника).
- Разработка письменного ответа на банковскую претензию.
- Обсуждение с кредитором всех условий урегулирования конфликта (переговоры/переписка).
- Разработка и согласование дополнительного соглашения к действующему кредитному договору или внесение изменений в график погашения займа.
- Контроль подписания банком и должником соглашения об урегулирования спора.
Помощь должникам в суде
- Выработка правовой позиции.
- Составление отзыва на иск и сопутствующих процессуальных документов.
- Согласование отзыва с заемщиком и подача документа в суд.
- Отстаивание интересов должника в судебных разбирательствах.
- Обжалование судебного решения (подача апелляции, кассационной жалобы).
- Передача клиенту решения суда.
Заемщик оформляет доверенность на юриста. Документ предоставляет право отстаивать интересы должника в суде
Советы
- При общении с коллектором надо потребовать предъявление документов, которые дают ему право на взыскание задолженности.
- Во время телефонной беседы с коллектором или представителем банка укажите, что все разговоры записываются (желательно это делать в действительности).
- Коллекторные агентства действуют в рамках гражданского законодательства, т.е. коллекторы не имеют права входить в помещение без согласия собственника и изымать имущество.
- При угрозах имуществу, достоинству и жизни – надо обращаться в полицию.
- Предупредите родственников и знакомых о возможных звонках, свяжитесь с опытным юристом и постарайтесь найти дополнительный источник дохода.
- Не надо менять место жительство и скрываться – это безрезультатно и может только негативно сказаться на решении проблемы.
Отзывы и комментарии