«Пульс малого бизнеса»: нефть и налоги определяют настроения предпринимателей
19 дек. 2018
Альфа-Банк представляет исследование «Пульс малого бизнеса» на основе замеров в ноябре 2018 года.
Индекс настроений малого бизнеса в ноябре 2018 года составил минус 32 пункта. Более пессимистично предприниматели были настроены только в ноябре 2015 года (минус 38). При умеренно-негативной оценке текущей экономической ситуации у предпринимателей резко ухудшились прогнозы на ближайшие шесть месяцев — индекс бизнес-ожиданий достиг минус 54 пункта. Это самая низкая отметка за время замеров.
Основные тренды:
- Преобладание негативных ожиданий относительно перспектив экономической ситуации и покупательской способности населения в ближайшие 6 месяцев. Влияет увеличение НДС с 18% до 20%, резкое снижение цен на нефть в ноябре, ослабление курса рубля и ускорение инфляции.
- С 2015 года доля компаний, деятельность которых связана с импортом, снизилась с 36% до 22%. Тем не менее, компании малого бизнеса — в особенности в оптовой и розничной торговле и производстве — сохраняют зависимость от импорта и в большинстве своем не стремятся ничего менять.
- По сравнению с первой половиной года стало больше компаний, отмечающих рост продаж, среднего чека и, как следствие, — увеличение прибыли и выручки.
- Высокие налоги и недостаток финансовых средств для развития бизнеса — самые актуальные проблемы во всех отраслях. При этом IT-компании страдают от недостатка квалифицированных кадров. Ключевыми задачами для себя предприниматели видят расширение клиентской базы и повышение прибыльности бизнеса в условиях растущей налоговой нагрузки.
Предприниматели чутко отреагировали на замедление роста российской экономики (по данным Минэкономразвития, темпы роста ВВП в III квартале составили 1,3% против 1,8% во II квартале) и резкое падение цены на нефть в ноябре 2018 года и дали больше негативных оценок ситуации в экономике, чем полгода назад.
85% респондентов считают, что текущая экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса и будет ухудшаться и в следующие 6 месяцев (63%). С начала года покупательская способность населения в стране ухудшилась (78% респондентов), и продолжит снижаться (68%).
Наиболее негативны в оценках на будущее представители оптовой и розничной торговли, которые находятся под давлением инфляционных ожиданий.
Описывая ситуацию в собственной компании, 47% респондентов отметили снижение прибыли, 28% — уменьшение среднего чека, 30% — сокращение числа клиентов.
В то же время за последние полгода выросло число компаний, которым удалось нарастить прибыль (18% респондентов), количество клиентов (28%) и средний чек (24%).
Расширение штата планирует каждая четвертая компания, 12% предпринимателей заявили о намерении повышать зарплаты.
Успешным свой бизнес считают 21% предпринимателей — эта доля практически не меняется.
Российские предприниматели понимают под успехом «высокий доход», «возможность расширения бизнеса» и «создание продуктов или услуг самого высокого качества». Это три главных признака успеха, которые наиболее часто называют наши респонденты.
Впрочем, в ноябре 2018 года в условиях замедления экономического роста компании малого бизнеса стали реже говорить о создании продуктов высокого качества как критерии успеха и чаще — о стабильности и сохранении текущих объемов бизнеса.
Существенно сократилась за последний год доля компаний, готовых продолжать деятельность для достижения успеха, — с 41% до 35%.
17% готовы закрыть или продать бизнес, если не достигнут успеха в обозримой перспективе (1-5 лет). Менять бизнес-модель или вид деятельности готовы 31% и 24% соответственно.
Основными проблемами предприниматели называют высокие налоги (49%), недостаток средств для развития (38%) и снижение спроса (37%).
«Опрос показал, что в целом текущее состояние и финансовые показатели компаний малого бизнеса довольно стабильны. Но предприниматели с беспокойством смотрят в будущее.
Настроения малого бизнеса довольно сильно коррелируют с динамикой цен на нефть и курсом рубля: это универсальные показатели, влияющие на темпы экономического роста, уровень доходов населения, темпы инфляции. При этом значительная часть ритейлеров по-прежнему очень зависит от импорта и чутко реагирует на изменение курса. Из внутренних факторов самым значимым стала налоговая нагрузка. Доля предпринимателей, которые называют проблемой № 1 налоги, растет с 2017 года по мере усиления государственного регулирования и контроля за малым бизнесом. Сейчас на настроения влияет повышение ставки НДС с 2019 года. Предприниматели осознают, что налоговая нагрузка вырастет, при этом уровень доходов в условиях снижающегося потребительского спроса может пострадать», — комментирует руководитель направления маркетинга массового бизнеса Альфа-Банка Ольга Третьякова.
В опросе участвовало 3849 клиентов банка — индивидуальных предпринимателей, руководителей и собственников компаний с выручкой до 350 млн рублей в год. Респонденты представляют основные отрасли, в которых занят российский малый бизнес, — розничная и оптовая торговля, строительство, IT, маркетинг и бизнес-услуги, производство, грузоперевозки.
Вопросы, задаваемые респондентам, охватывают следующие темы:
- Бизнес-ожидания компании: оценка экономической ситуации в стране/ отрасли, покупательская способность, зависимость компании от импорта
- Финансовое положение компании и планы на будущее: прибыль, выручка, планы развития бизнеса, критерии успеха
- Продажи и количество клиентов: частота покупок, размер среднего чека, количество клиентов
- Экспорт и импорт: доля в обороте, планы по изменению доли, влияние санкций
- Профиль бизнеса: город, пол, возраст, должность, сфера деятельности, количество сотрудников в компании
На основе полученных ответов рассчитан «Индекс настроений малого бизнеса». Согласно методике, значения индекса могут изменяться от −100 до 100. Положительные значения показывают, что позитивные настроения превалируют над негативными, отрицательные значения характеризуют преимущественно негативные настроения.
Индекс замеряется с 2015 года, дважды в год — в июне и ноябре.
Альфа-Банк основан в 1990 году. Альфа-Банк является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, лизинг, факторинг и торговое финансирование.
Альфа-Банк является крупнейшим частным финансовым институтом России по размеру совокупных активов, совокупному капиталу, кредитному и депозитному портфелям.
По итогам первого полугодия 2018 года согласно данным финансовой отчетности (МСФО) совокупные активы Банковской группы «Альфа-Банк», куда входят ABH Financial, АО «Альфа-Банк» и дочерние финансовые компании, составили 45,1 млрд. долларов США, совокупный кредитный портфель — 29,5 млрд. долларов США, совокупный капитал — 7,1 млрд долларов США. Чистая прибыль за первое полугодие 2018 года составила 658 млн. долларов США.
По состоянию на 30 июня 2018 года в Альфа-Банке обслуживается более 507 тыс. корпоративных клиентов и 15,8 млн физических лиц. В Москве, регионах России и за рубежом открыто 774 отделений и филиалов, в том числе дочерний банк в Нидерландах и финансовые дочерние компании в Великобритании и на Кипре.
Mass Business_Pulse of Small Business_Dec 2018.pdf, 4,87 МБЧитайте также
- Необходимый пакет документов при получении кредита для малого и среднего бизнеса.
- Первые 100 млн рублей выплатит АСВ по вкладам индивидуальных предпринимателей
- Игорь Путин займется капитализацией бизнеса в России
- Альфа-Банк снижает ставку по кредиту «Партнер» для предпринимателей Москвы и области до 14% годовых
- Альфа-Банк подвел итоги работы розничного бизнеса в 2013 году
Отзывы и комментарии