Чарджбэк
20 дек. 2014
Оспаривание списания – форма защиты прав потребителей, предоставленная банками-эмитентами, а также особый способ борьбы с мошенничеством. Сhargeback позволяет обратиться в банк при возникновении проблем с оплатой товаров и услуг дебетовой или кредитной картами. Кредитное учреждение начинает рассмотрение операции после поступления соответствующей жалобы. Если сделка оказывается мошеннической, банк осуществляет возврат средств на карту, списывая сумму платежа с торговой точки. Таким образом, чарджбэк осуществляется за счет поставщика.
Причины возврата при оплате банковской картой
Обратиться в банк для возврата средств можно, если:
- При оплате товара или услуги деньги с карты были списаны дважды.
- Стоимость покупки и сумма списания отличаются.
- Дата и время проведения операции не соответствуют действительности.
- На чеке (счете) в торговой точке нет подписи владельца карты или стоит чужая подпись.
- Произошло списание средств за покупки, которые пользователь карты не делал.
- Услуги, оплаченные картой, оказаны не полностью.
- Клиент не удовлетворен товаром, а продавец не желает принимать его обратно.
- Клиент оплатил товар наличными, а деньги списаны с карты.
- Товар, оплаченный картой, пришел в меньшем количестве.
Каковы условия возврата оплаты по карте
Чтобы запустить процедуру чарджбэк, необходимо соблюдение следующих условий:
- Произошло списание средств в пользу поставщика за не оказанные услуги, или клиент не получил оплаченный товар.
- Владелец карты не смог договориться с продавцом товара о добровольном возврате средств (refund).
- Есть документы, подтверждающие, что оплата списана неверно/незаконно/в двойном размере. К таким документам относятся чеки, претензии, выписка со счета, объяснительные и письменные свидетельские показания.
- С момента неудачной покупки не прошло 180 дней.
Чарджбэк не будет осуществлен, если:
- Поставщик предъявит запись телефонного разговора, из которого следует, что именно клиент заказал и получил товар.
- Поставщик предъявит распечатки сообщений с электронного ящика покупателя, подтверждающие получение товара в удовлетворительном состоянии.
- В доказательство получения есть подпись покупателя на курьерских документах или в почтовом отделении.
- Продавец докажет активное использование сервиса аккаунтом клиента с применением личных данных.
Как осуществить возврат денежных средств на карту
Существует официальный порядок возврата средств на карту, состоящий из нескольких этапов:
- Официальное обращение клиента в банк. На этом этапе пострадавший заполняет в отделении заявление на возврат средств по карте. В некоторых банках есть специальные бланки чарджбэк, а есть и просто унифицированные формы. В заявлении указывается причина возврата товара при оплате картой, и кратко описывается сложившаяся ситуация. К форме прикладываются копии подтверждающих документов. В течение 10 дней банк обрабатывает заявку. Если условия, подпадающие под чарджбэк, будут обнаружены, то банк-эмитент направляет уведомление платежной системе о начавшейся обработке, и в банк, который провел операцию списания.
- Передача претензии продавцу. Следующий этап - направление запроса в торговую точку. Продавец обязан проверить торговую операцию, предоставить подтверждение покупки и доказательства её совершения: съемки видеокамеры, чеки, счета с подписью.
- Рассмотрение заявления платежной системой. После предоставления документов с обеих сторон специалисты платежной системы проверяют доказательства, оценивают сложившуюся ситуацию и определяют виновную сторону. После чего деньги либо возвращаются на карточку клиента, либо заявление остается без удовлетворения.
Можно ли использовать chargeback при оплате товара в интернете
Процедура возврата средств на карту при покупках через интернет аналогична обычному процессу чарджбэк. Вместе с заявлением в банк необходимо принести распечатки счетов, электронных сообщений, трек-код (номер посылки, отправленной продавцом). Чем больше документов будет приложено к заявлению, тем выше вероятность получить возврат. С заполненного бланка следует снять копию. Оператор, принявший документы, поставит на втором экземпляре отметку с датой и фамилией ответственного сотрудника.
После приема заявления банк напрямую работает с платежной системой. Зачастую владельцы интернет-магазинов не любят сталкиваться с операцией чарджбэк. Это связано с жестким ограничениями, накладываемыми платежными системами на интернет-торговцев.
Так, Visa для продавцов устанавливает максимальное количество чарджбэков в месяц – 200. У системы MasterCard еще более жесткие условия – не более 50 чарджбэков. В противном случае продавец попадает под мониторинг системы и за каждый возврат сверх лимита платит повышенные штрафы.
Не редки случаи, когда недобросовестные покупатели специально запускают чарджбэк с целью получения денег обратно, даже если товар получен и находится в отличном состоянии. Если доказательная база продавца подтвердит, что услуги, оплаченные картой, предоставлены в полном объеме и в соответствии с договором, заявление клиента остается без удовлетворения. В этом случае действия владельца карты будут признаны мошенническими, и ему предъявят штраф.
Как вернуть деньги на карту - советы
- Оплачивая покупки картой, внимательно изучите чек, не отходя от кассы. Обнаруженные несоответствия легче исправляются день в день.
- Не передавайте банковскую карту посторонним лицам. Участившиеся случаи чарджбэк заставляют владельцев магазинов требовать с предъявителя карты удостоверение личности.
- Перед операцией чарджбэк попробуйте договориться с поставщиком о возврате без привлечения банка. Поставщики будут заинтересованы в этом не меньше вас.
- Не выкидывайте чеки на товар, оплаченный картой. В операциях чарджбэк чек служит важным доказательством, прикладываемом к заявлению в банк.
- Заказывайте товар в интернете только у проверенных поставщиков. Не лишним будет проверить контактную информацию, реквизиты компании. Сохраняйте всю переписку с поставщиком. Ее при необходимости можно распечатать.
- Подавая заявление на чарджбэк, сохраните себе его копию с отметкой банка о принятии. Это поможет контролировать сроки возврата оплаты.
Отзывы и комментарии
Ответить | Пожаловаться на комментарий
Anneta 24.12.2014 09:51
Я однажды сильно удивилась, проверив выписку по карте КЕ Банка, где черным по белому была указана сумма, возвращенная мне на карту как списанная дважды. Первый раз в жизни мне вернули то, о чем я даже не знала, что потеряла. Причем по собственному почину. А доведись мне выбивать из них эти деньги? Не представляю, сколько времени это заняло бы. Теперь в магазинах в несколько раз внимательнее смотрю, чтоб два раза карту не прокатали.
Ответить | Пожаловаться на комментарий
Natan 24.12.2014 10:49
Сейчас много интернет магазинов-мошенников развелось, предлагающих оплатить покупку пластиком. С таких магазинов вряд ли что то удастся вернуть, т.к. полученные деньги они сразу обналичивают, а фирму закрывают. Мне интересно, у Визы или МС есть на такие случаи компенсации, страховые выплаты?
Ответить | Пожаловаться на комментарий
Musechka 24.12.2014 12:00
Мне тоже кажется, что в цивилизованных странах чарджбэк - вполне нормальная практика. У нас-же мало того, что сама процедура оспаривания списаний с карты достаточно муторная и зачастую не стоящая затраченных усилий и времени. У меня, слава богу, ни разу с карты лишние платежи не снимались, дай бог, чтобы и дальше так.
Ответить | Пожаловаться на комментарий
Vseslava 25.12.2014 09:37
С массовым введением и применением новых технологий, появлением услуг интернет-банкинга и оплаты товаров и услуг через различные интернет-сервисы, параллельно возникли новые современные виды мошенничества. Сhargeback - один из методов защиты потребителей.
Ответить | Пожаловаться на комментарий
Николай 25.12.2014 10:01
Часто бывает, что приходится пользоваться услугой оплаты покупки товаров при помощи карты. Всегда все обходилось нормально. Нечасто бывают такие накладки вот я и не знал о таком механизме, как чарджбэк, хотя слышал, что какая-то возможность возврата средств существует. Полезная штука!
Ответить | Пожаловаться на комментарий
Юлия 16.02.2015 18:17
У меня когда-то была такая ситуация. Расплачивалась картой в продуктовом магазине. Первый раз на чеке вышло "ошибка". Кассир повторил запрос, вышел уже чек со списанной суммой за покупки. Я пошла по делам и тут мне приходит смс о том, что с меня снова списали такую же сумму. Я вернулась обратно в магазин и объяснила ситуацию. В банк не обращалась, деньги мне вернули на месте.
Ответить | Пожаловаться на комментарий
Евгений 07.12.2015 20:02
Добрый вечер! Я не поверил чуду, когда увидел в смски ПОПРАВКУ по счету! Я оставляю отзывы за то что они профессионалы своего дела. Кучу документов перерыли ( у меня только в адрес продавца писем было 43) и подготовили доказательную базу в банк. Огромное ВАМ спасибо и желаю удачи!!!
Ответить | Пожаловаться на комментарий
Петр 19.08.2016 21:11
Чарджбэк – это последний шанс забрать свои деньги, перечисленные непорядочному продавцу товаров или услуг или откровенному мошеннику. С честными компаниями, как правило, удается договориться полюбовно. А вот проблемные конторы возвращать деньги обманутым клиентам не спешат…
И судя по отзывам в Сети, с помощью чарджбэк многим клиентам удавалось-таки «вытащить» свои средства даже из обанкротившихся хайпов (ММСИС, ForexTrend и Gumma Invest)!Международные платежные системы (Visa и MasterCard) дорожат своей репутацией. И помогают владельцам кредитных и дебетовых карт вернуть деньги, перечисленные «в никуда».